Навіны Аналітыка

На выбарах у парламент разглядзець бюлетэні можна будзе зноў толькі ў бінокль

На выбарах у парламент разглядзець бюлетэні можна будзе зноў толькі ў бінокль

2000 Праглядаў Мінск
Парламенцкія выбары ў лістападзе 2019 года пройдуць па старым заканадаўству (новага няма і не прадбачыцца). Пры падліку галасоў назіральнікі будуць па-ранейшаму марыць убачыць бюлетэнь, значныя зрухі ў выбарчым працэсе адкладаюцца на нявызначаны тэрмін.

Поправки в Избирательный кодекс Беларуси с учетом рекомендаций ОБСЕ, белорусских наблюдателей и оппозиции Центризбирком разработал еще в феврале 2017 года. Этим занималась межведомственная рабочая группа. Плоды ее труда не обнародовались, но были отправлены главе государства как субъекту законодательной инициативы.

Предполагалось, что Александр Лукашенко проведет совещание по этому поводу и поправкам будет дан зеленый свет. Однако за прошедшие годы у президента не нашлось времени для такого совещания и даже для отдельной встречи по этому вопросу с главой Центризбиркома Лидией Ермошиной.

Любопытно, что после того как президент, выступая в апреле с посланием, назвал желательную дату парламентских выборов, глава Центризбиркома призналась в интервью Naviny.by: «Я не знала ни о периоде, ни об очередности проведения избирательных кампаний...» А из интервью Ермошиной РИА «Новости» стало известно, что она «собирается написать главе государства письмо с просьбой принять ее с докладом, и тогда предполагаемую дату парламентских выборов они обсудят более детально».

Пока, похоже, Центризбирком оказался исключенным из процесса принятия решений. Лукашенко делает заявления по теме выборов без консультаций с Центризбиркомом и проводит целые совещания без участия представителей ЦИК, обращаясь к иным субъектам — новоназначенным руководителям регионов, председателю ФПБ…

Такую протокольную небрежность можно расценить как симптом снижения аппаратного веса Ермошиной. Означает ли это, что у официального лидера снизился интерес к поддержанию имитации демократических процедур — вопрос.

Поправки в Избирательный кодекс заволокитили

Подготовленные в 2017 году предложения рабочей группы могли бы, воплотившись в законодательстве, подкорректировать правила игры на местных выборах 2018 года — во всяком случае, об этом первоначально шла речь. Потом конкретные временные ориентиры пропали, и уже можно уверенно говорить, что для парламентских выборов 2019 года эта наработка иметь значения не будет. В указе, которым утвержден план законопроектной деятельности на год, проект подобного рода не упоминается.

А значит, попытки контролировать электоральный процесс натолкнутся на старые барьеры. Белорусское законодательство разрешает наблюдателям присутствовать при подсчете голосов, но не гарантирует, что это присутствие будет осмысленным.

По итогам президентских выборов 2015 года специальный координатор миссии ОБСЕ Кент Харстед заявил, что недопустимо держать наблюдателей вдали от места подсчета бюллетеней или закрывать им обзор: «Когда стоишь там и не видишь подсчета, начинаешь задаваться вопросом: Что я здесь делаю?».

Теоретически эту проблему можно решить на уровне постановлений Центризбиркома, но на практике пока акцент делается на том, чтобы наблюдатели и журналисты не мешали комиссии, а не на том, чтобы они могли лучше видеть ее работу.

Например, на недавнем заседании ЦИК отказался включать предложения представителей оппозиции в методические рекомендации. Предложения касались как раз практики подсчета голосов — чтобы каждый бюллетень демонстрировался всем присутствующим, а результат озвучивался.

Сейчас по традиции член комиссии считает голоса молча, не показывая бюллетень другим членам комиссии и наблюдателям. Все это происходит примерно в пяти метрах от стола наблюдателей. Каждый член комиссии подсчитывает свою стопку бюллетеней, это происходит одновременно, и общую картину результатов голосования может получить только председатель комиссии.

Вот этот (или якобы этот) итог в конце концов председатель вывешивает для всеобщего ознакомления, и наблюдателю остается только сфотографировать документ. От кампании к кампании повторяется история, когда наблюдатели просят дать им копию итогового протокола, заверенную председателем и секретарем комиссии и скрепленную печатью, но получают отказ.

Центризбирком не признает параллельный подсчет явки

В практике наблюдения есть еще и подсчет избирателей, участвовавших в голосовании. Пожалуй, это самая трудоемкая часть наблюдения.

Есть примеры, когда цифры наблюдателей и избиркомов о явке сильно разнятся. В частности, на минувших местных выборах координатор кампании «Право выбора» Александр Силков заявлял о фальсификации явки: «Если ее начинают завышать, она расходится с данными наблюдателей в несколько раз, то это уже первые звоночки фальсификаций избирательного процесса. Мы следим за этими расхождениями очень пристально».

Однако Ермошина отказывалась воспринимать всерьез заявления наблюдателей о завышении явки, ссылаясь на то, что «визуальный подсчет голосов избирателей не порождает никаких правовых последствий».

В соответствии с Избирательным кодексом количество избирателей, получивших бюллетени, устанавливается по списку избирателей, а количество избирателей, принявших участие в голосовании, — по бюллетеням, что оказались в урнах для голосования.

Таким образом, в белорусских условиях наблюдателям никто не запрещает считать явку, но это имеет общественно-политический, а не правовой смысл.

Оппозиция и правозащитники наблюдают по-разному

Партийная кампания наблюдения «Право выбора» (входят Объединенная гражданская партия, Партия БНФ, Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), оргкомитет по созданию партии «Белорусская христианская демократия», Белорусская партия «Зеленые», оргкомитет Партии свободы и прогресса, движение «За Свободу» и профсоюз радиоэлектронной промышленности) ставит своей целью «активное наблюдение».

Оно включает в себя мобилизацию волонтеров не только для фиксации нарушений, но и для активного противодействия им. Эти наблюдатели пишут жалобы в Центризбирком и правоохранительные органы сразу после инцидентов, которые считают нарушением закона.

Другой подход у политически не ангажированной кампании «Правозащитники за свободные выборы» (совместная инициатива незарегистрированного правозащитного центра «Весна» и РОО «Белорусский Хельсинкский комитет»). Правозащитники оценивают избирательный процесс с точки зрения белорусского избирательного законодательства и международных стандартов свободных и демократических выборов и информируют о результатах наблюдения.

Провластные же организации — «Белая Русь», ФПБ, БРСМ, объединения ветеранов и прочие — не мониторят явку. Они пишут жалобы на независимых и оппозиционных наблюдателей, чтобы было основание удалять тех с подсчета голосов. Кроме того, представители провластных организаций делают заявления о безупречном соблюдении процедур при голосовании.

Провластные наблюдатели всегда всем довольны, независимые же призывают изменить рамочные условия проведения электоральных кампаний, недовольны тем, что невозможно видеть бюллетени при подсчете результатов голосования, и сообщают о нарушении процедур.

Для политического процесса наблюдение пока не дает прямого результата в смысле защиты реального выбора, сделанного избирателем. Но оно как минимум знакомит волонтеров со спецификой политической кухни Беларуси. Приобретаемое ими практическое знание подрывает доверие к правящему режиму, и уже вопрос к оппозиционным политикам, во что они смогут это конвертировать.

Павлюк БЫКОВСКИЙ

Крыніца: naviny.by

Каментары наведвальнікаў

Імя: не абавязкова
E-mail: не абавязкова
Каментар:
    спіс каментароў пусты

Права выбару

Апошнія навіны