Навіны Аналітыка

Тры спосабы змяніць вышэйшую адукацыю Беларусі

Тры спосабы змяніць вышэйшую адукацыю Беларусі

1991 прагляд Мінск
Беларусь далучылася да Еўрапейскай прасторы вышэйшай адукацыі ў траўні 2015 года, але пакуль гэта не прынесла істотных зьменаў. Што можа змяніць да лепшага беларускія універсітэты?

Новые знания и культурный опыт из-за границы

Мир давно стал глобальным, а вместе с ним — рынки образовательных услуг и труда. В Европе никого уже не удивишь поездкой в другую страну ради подходящего образовательного курса или по приглашению на достойную работу. Юридическая сторона вопроса обеспечивается взаимным признанием дипломов о высшем образовании (как раз в рамках Болонского процесса). Впрочем, не так уж сложно получить работу в США с европейским дипломом и наоборот. Гораздо важнее — актуальная квалификация.

— В социально-политических дисциплинах существует серьезная изолированность Беларуси от мирового научного сообщества, — считает Андрей Казакевич, директор Института политических исследований «Палітычная сфера».

Хотя научные знания и контакты с коллегами по всему миру доступны через интернет, однако белорусские университеты все еще зачастую остаются за пределами актуальной научной повестки дня. У этой проблемы есть вполне объективные причины. Опытные профессора, ученые обычно немолоды и плохо владеют иностранными языками. Стоимость современных научных журналов и монографий чрезвычайно высока в сравнении с зарплатами белорусских преподавателей и исследователей. У университетов и научных институтов просто нет бюджетов, которые позволяли бы массово отправлять своих работников на зарубежные конференции.

— Сколько в белорусских университетах курсов на английском языке? Сколько курсов можно выбрать в других университетах? — задает риторические вопросы политик, заместитель председателя Движения "За Свободу" Алесь Логвинец, который преподает в Белорусском коллегиуме. — Сколько у нас учится мотивированных иностранцев, которые приехали сюда не просто за корочкой диплома?

Хотя Беларусь и вступала в Болонский процесс для того, чтобы привлекать иностранных студентов и их деньги, пока в этом направлении не делается существенных шагов. Скорее наоборот: от нынешних практик работы с иностранцами в белорусских университетах больше вреда, нежели пользы.

Такая ситуация сложилась не случайно. Знакомство с международным научным и образовательным рынком, с условиями учебы и работы в европейских университетах дает белорусам наглядную альтернативу. Равно как и учеба в одной группе со студентом из Европы, приехавшим в Беларусь на один семестр. Интернационализация расширяет кругозор студентов и преподавателей белорусских университетов. Получение новых знаний сочетается с новым культурным опытом. Все это вряд ли пойдет на пользу стабильности белорусской социально-экономической модели — поэтому не стоит ждать расширения интернационализации силами Минобразования. Однако ситуацию можно менять личной активностью.

Скорость реформ зависит от активности студентов

Было бы несколько наивно полагать, что интернационализация белорусского образования и другие востребованные реформы случатся в Беларуси сами, как по мановению волшебной палочки.

— Ответственность лежит на потребителе, то есть в данном случае на студентах, которые готовы платить за такое образование, — замечает Андрей Казакевич.

Однако студенты в силах изменить сложившуюся ситуацию. Например, просто выучить английский или другой иностранный язык на уровне, приемлемом для самостоятельного получения образования. Съездить в Европу на учебу или поучаствовать в научной конференции, а потом поделиться с белорусскими друзьями своими впечатлениями.

Другой уровень — бороться за европейское право студентов влиять на управление университетом, добиваться реального студенческого самоуправления (которое, кстати, предусмотрено и Дорожной картой Болонского процесса).

Недавним примером такой борьбы стало движение «#студентыпротив» и акция «Марш студентов». В частности, студенты БГУ протестовали против введения платных пересдач.

— Введение платных отработок — это только повод, из-за которого студенты высказали неудовлетворенность проблемами в целом, — считает Алесь Логвинец. — Произошедшее в БГУ — индикатор общего кризиса в белорусском высшем образовании.

Пока Министерство образования лишь усугубляет этот кризис, призывая быть по отношению к протестующим студентам «более агрессивными». Но рано или поздно администрации придется научиться слышать голоса студенчества, выстраивать с ним коммуникацию. Этого требует членство Беларуси в Европейском пространстве высшего образования. Европейский студенческий союз (ESU) уже выразил свою солидарность с протестующими белорусскими студентами, а ведь именно из-за жесткой позиции ESU Беларусь в первый раз не приняли в Болонский процесс.

И здесь не удастся отделаться отговоркой «да там одни двоечники, которые пересдают экзамены, вот поэтому они и вышли протестовать»:

— Протестующие студенты двоечники или надо их услышать? На самом деле тут нет противоречия: двоечников тоже надо слышать, — напоминает администрации БГУ Андрей Казакевич. — Студенты, конечно, должны быть включены в процесс принятия решений, участвовать в обсуждениях.

— Без студенческого самоуправления преобразования невозможны, — соглашается и Ольга Шпарага, руководитель концентрации в Европейском колледже LiberalArts в Беларуси. — Я на стороне студентов, нужно бороться за свои права — да и не только им, а нам всем.

Насколько эффективными могут быть такие протесты?

— От того, будут ли протесты студентов по поводу университетского образования или родителей по поводу школьного, и зависит, сколь быстро будут проходить реформы, — резюмирует Алесь Логвинец.

Неформальное образование: здоровая альтернатива

В условиях, когда формальное высшее образование Беларуси не удовлетворяет потребности свободомыслящих преподавателей и студентов, возникает плодородная почва для различных общественных альтернатив.

— В этой недемократической ситуации неформальное образование где-то берет на себя функции формального, — считает Ольга Шпарага.

С одной стороны, в последние годы в Беларуси проходит все больше публичных лекций, семинаров, конференций и круглых столов, которые позволяют расширять свои знания, не обращаясь к официальным университетам. Их регулярно проводят «Европейское кафе», «Либеральный клуб», онлайн-журнал «Идея» и многие другие инициативы.

С другой стороны, развиваются различные более системные образовательные проекты. «Белорусский коллегиум», «Летучий университет», Европейский колледж LiberalArts в Беларуси, хоть и не заменяют формального высшего образования, но становятся неплохой и отчасти институциализированной ему альтернативой.

Игроки на поле неформального образования: хватит ли всем места?

Таким образом, кризис классических университетов в Беларуси не означает, что молодежи (или людям постарше) некуда податься. Возможностей для саморазвития достаточно, и именно такие неформальные площадки в будущем могут стать основой для реформирования университетов.

— Большая часть рынка всегда будет за формальным образованием, — подчеркивает Андрей Казакевич. — А неформальное образование — важный сегмент, который будет признаваться, и с которым формальные университеты будут сотрудничать.

Справка Дискуссия «Как сделать белорусское образование лучшим в мире» проходила на конференции «Идеи будущего», организованной онлайн-журналом «Идея».

Аўтар: Вадзім Мажэйка

Крыніца: www.zautra.by

Каментары наведвальнікаў

Імя: не абавязкова
E-mail: не абавязкова
Каментар:
    спіс каментароў пусты

Апошнія навіны