Навіны Аналітыка

Як зрабіць адукацыю якаснай і даступнай

Як зрабіць адукацыю якаснай і даступнай

2449 Праглядаў Магілёў
У Магілёве прайшлі чарговыя грамадскія слуханні «Народнага рэферэндуму» па тэме аднаго з пытанняў — як зрабіць адукацыю ў Беларусі даступнай і якаснай.

В слушаниях приняло участие 35 человек, в том числе инициаторы «Народного референдума», которые приехали из Минска вместе с экспертом в области образования профессором Владимиром Дунаевым.

Начал дискуссию представитель ПБНФ Игорь Ляльков: «Мы хотим, чтобы в случае положительного ответа общества на вопрос плебисцита у нас была соответствующая программа. Также подготовим рекомендации от „Народного референдума“ для Министерства образования».

Юрий Губаревич из «Движения за Свободу» напомнил всем про то, что сейчас «Народный референдум» — это единственная инициатива, которая не только говорит о необходимости мирных перемен, но и показывает, как именно можно прийти к ним.

Представитель кампании «Говори правду» Андрей Дмитриев предложил не искать «свой путь», потому что страна уже имеет «результат» такого поиска — понижение качества образования, а использовать лучшие мировые примеры и встраивать белорусское образование в европейскую систему.

Профессор Владимир Дунаев предложил перестать видеть в высшем образовании признаки элитарности. Оно просто должно готовить людей к работе. Поэтому важно связать университеты с рынком труда, чтобы выработать критерии качества. Важно взаимодействовать с международными организациями по оценке качества образования. Но Беларусь постоянно избегает международного мониторинга.

«Посмотрите к чему привел поиск „своего пути“? Около 40% абитуриентов не смогли набрать минимальный балл на тестировании по математике, то есть получить двойку с минусом». Но это еще не вся проблема, подчеркнул профессор Дунаев: в аттестатах у них у всех хорошие оценки. И никто не несет за это ответственности.

Развивая тезис, Андрей Дмитриев съязвил: если ситуация будет ухудшаться и дальше, то министерству образования в угоду собственному нежеланию использовать лучшие примеры нужно будет отменить математику и объявить всем, что «это наш особый путь».

Участники дискуссии согласились: в Беларуси нет бесплатного образования — ты либо платишь деньги, либо отрабатываешь «барщину» в виде распределения.

Сегодня монополия государства и тотальный контроль делают учебу некачественной и дорогой. А потребители не борются за свои права.

В итоге получаются странные вещи. В госвузах образование стоит дороже частного. При том говорят, что эта сумма покрывает только 60% расходов. А частный ВУЗ за меньшую сумму и учит, и еще обеспечивает себе 30-процентную рентабельность.

Отдельно затронули тему среднего образования и такую его проблему, как «внепедагогические» обязанности учителей. В первую очередь — негласную обязанность фальсифицировать выборы, выбивать деньги для школы, собирать всякую ненужную информацию. А ведь учителя должны просто учить. И все!

Также педагога надо защитить от системы. Например, ЮНЕСКО предлагает заключать пожизненные контракты, чтобы педагог не боялся высказывать свою точку зрения и не был зависим от решения администрации продлить контракты каждый год или три. С другой стороны, учительство и родители также не должны устраняться от борьбы за собственные права.

Перед слушаниями инициаторы «Народного референдума» собирали подписи могилевчан и познакомились с многодетной семьей. Сообща с родителями десяти детишек подсчитали, сколько нужно денег, чтобы собрать первоклашку в школу — вышло минимум 200 долларов.

Пригласили маму с ее дочкой Кариной на слушания, заехали на «Школьный базар» и перед началом дискуссии вручили необычным участникам слушаний тот самый минимальный набор необходимого для учебы...

Вышло символично: остается надеяться, что Карина будет учиться по скорректированным с логикой жизни школьным правилам — это значит, справится с той же злополучной математикой на «десятку». //«Салідарнасць»

Каментары наведвальнікаў

Імя: не абавязкова
E-mail: не абавязкова
Каментар:
    спіс каментароў пусты

Апошнія навіны