Навіны Аналітыка

Ад «Дыялогу аб мадэрнізацыі» Мінск чакае перш за ўсё грошай

Ад «Дыялогу аб мадэрнізацыі» Мінск чакае перш за ўсё грошай

1687 Праглядаў Мінск
Абмеркаванне ініцыятывы «Еўрапейскі дыялог аб мадэрнізацыі з Беларуссю» было галоўнай мэтай нядаўняга візіту прадстаўніка Бруселя Гунара Віганда ў Мінск. Незалежныя эксперты адзначаюць: беларускім уладам патрэбныя перш за ўсё еўрапейскія крэдыты, інвестыцыі, а вось сядаць за адзін стол з прадстаўнікамі трэцяга сектара і апазіцыі ніякага жадання няма, пішуць naviny.by.

Разговор глухих?

24-25 сентября Виганд, глава департамента России, Восточного партнерства, Центральной Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ Европейской службы внешних действий, встретился с заместителем главы МИД Еленой Купчиной, представителями гражданского общества и оппозиции, а также с главами миссий стран ЕС, аккредитованных в Беларуси.

ЕДМ был одобрен Советом ЕС 23 марта 2012 года. Инициатива предусматривает многосторонний обмен взглядами и идеями между ЕС и представителями белорусского гражданского общества и политической оппозиции о необходимых реформах в Беларуси, развитии ее отношений с ЕС и о возможной поддержке Евросоюза. Диалог сосредоточен на четырех ключевых сферах отношений: политическая реформа; реформа судебной системы и человеческие контакты; вопросы экономической и отраслевой политики; торговля и рыночные реформы. Официальный Минск участвовать в инициативе не захотел.

На сегодняшний день она явно пробуксовывает: эксперты разработали свои предложения по реформам, но пока это, по сути, работа в стол, так как власти по-прежнему отказываются принимать хоть какое-то участие в ЕДМ.

Общаясь с журналистами после встречи с Купчиной, Виганд демонстрировал сдержанный оптимизм и назвал состоявшуюся беседу «конструктивной и плодотворной», но подчеркнул, что вновь напомнил чиновнице о неизменной позиции ЕС: для нормализации отношений необходимо освобождение политзаключенных.

Отвечая на вопрос БелаПАН, изменилась ли позиция официального Минска, который ранее категорически отказывался участвовать в ЕДМ, Виганд сказал: «Мы конструктивно ведем работу в этом направлении, понимаем, насколько это чувствительные вопросы».

Однако уже на следующий день Купчина заявила: позиция Беларуси по ЕДМ не изменилась. «Мы не участвуем в „Европейском диалоге о модернизации“, который был запущен без участия представителей Беларуси и без консультаций с белорусским правительством», — сказала она.

Национальную платформу тревожит «экспертный уклон»

По мнению Влада Величко, председателя Координационного комитета Национальной платформы Форума гражданского общества «Восточного партнерства», ждать существенного прорыва в белорусско-европейских отношениях не стоит до тех пор, пока внутри страны не произойдет консолидации заинтересованных в этом сил.

В интервью службе информации «ЕвроБеларуси» он назвал визит Виганда «попыткой провести определенную отбивку того, где вообще находятся белорусско-европейские отношения на сегодняшний день и какова зона их развития».

«Также данный визит был полезен в свете активизации дипломатической службы белорусского МИДа, которая в последние несколько месяцев активно ищет контакты с Европой, при этом ничего ей не обещая», — добавил Величко.

Стоит отметить, что накануне визита Виганда Координационный комитет белорусской Национальной платформы гражданского общества подготовил письмо с позицией относительно развития «Диалога о модернизации».

В документе отмечается, что предлагаемый евроструктурами вариант развития третьей фазы ЕДМ «не соответствует видению и потребностям организаций гражданского общества Беларуси, сотрудничающих в рамках Национальной платформы».

«Такой подход фактически переводит инициативу в исключительно проектный режим. Экспертная составляющая ЕДМ становится доминирующим фактором инициативы, сводя до минимума место и возможности для использования данной инициативы как инструмента диалога заинтересованных сторон внутри белорусского общества», — говорится в письме.

Также подчеркнута необходимость обеспечить присутствие в процессе ЕДМ всех ключевых общественно-политических стейкхолдеров (политическая оппозиция, Национальная платформа ФГО ВП, крупные общественные объединения национального уровня).

Отмечается, что должен быть обеспечен баланс между тематическими направлениями ЕДМ, а менее удобные для государственных экспертов вопросы политической и правовой реформы не могут игнорироваться и должны рассматриваться наравне с вопросами экономического и социального развития.

Кроме того, в письме подчеркивается необходимость «обеспечить прозрачность принятия решений, в том числе в проекте по поддержке ЕДМ, который реализует Белорусский институт стратегических исследований (BISS)».

«Необходимо введение „разделения властей“ и создание управляющего органа из числа белорусских стейкхолдеров с возможностью участия в принятии решений по поводу развития процессов ЕДМ», — отмечают авторы письма.

Влад Величко отмечает, что за полтора года реализации ЕДМ не удалось даже прийти к построению определенного диалога внутри Беларуси, пусть даже и без участия официальных властей.

«С нашей точки зрения предложения по развитию этой инициативы не только недостаточно конструктивны, но и в ряде вопросов имеют противоречия. И мы посчитали необходимым обратить внимание всех заинтересованных сторон на принципиальные вещи, связанные с „Европейским диалогом о модернизации“, без учета которых для гражданского общества эта программа просто потеряет свою приоритетность», — сказал собеседник.

Величко подчеркнул, что неучастие белорусских властей в ЕДМ является проблемой, но еще большие трудности заключаются именно в том, что не налажены связи между независимыми группами гражданского общества Беларуси.

Минск торгуется

В свою очередь академический директор BISS Алексей Пикулик отмечает: в том формате, в каком ЕДМ существовал и существует, эффективность его была не стопроцентной, «можно было сделать больше».

«Что касается изменения формата, я думаю, что программу ждут достаточно существенные изменения, — сказал Пикулик в интервью БелаПАН. — Но я не берусь о них говорить, пока не будут проведены окончательные консультации сторон и не будут подписаны окончательные документы с Еврокомиссией».

При этом он признает, что существуют различия в позициях экспертных групп, в том числе есть расхождения между BISS и Национальной платформой, но институт «предпочитает воздержаться тут от комментариев и каких-либо быстрых суждений».

В целом же, говорит Пикулик, перспективы ЕДМ не очень понятны, потому что «программа стала предметом политического торга [белорусских властей] с ЕС в рамках потенциальной возможности некоторых мелких уступок сторон».

Прошедший визит Виганда, отмечает он, был необходим, чтобы сверить часы с белорусским МИДом, а также встретиться с оппозицией и гражданским обществом.

«Идет торг между Брюсселем и Минском, в котором последний пытается выжать абсолютный максимум из режима временного благоприятствования со стороны ЕС», — подчеркнул Пикулик.

Аналитик уверен, что в какой-то момент Минск определится положительно с участием в ЕДМ, но этому будет предшествовать долгий торг. «Минск все старается повышать ставки и думает, что если в прошлый раз такая стратегия сработала, то сейчас можно выжать еще больше», — сказал руководитель BISS.

Камень преткновения — политзаключенные

Политолог Юрий Чаусов отмечает, что противоречия между экспертами достойны сожаления.

«Это больше похоже на деление шкуры неубитого медведя. Все согласны, что предыдущий этап диалога был неэффективным, и вряд ли есть основания предполагать, что новый этап будет качественно улучшен», — сказал Чаусов в интервью БелаПАН.

Он подчеркнул, что споры внутри гражданского общества «служат таким водоразделом, который может повлиять на единство по другим вопросам», но, вместе с тем, позиции обозначены, что дает возможность достичь компромисса.

Приезд Виганда, по мнению Чаусова, свидетельствует: Брюссель не теряет надежды, что ЕДМ может стать инструментом диалога не только с гражданским обществом, но и с властями.

«Несмотря на заявление белорусского МИДа, сам факт переговоров свидетельствует, что процесс обсуждения перспектив нового формата этого диалога идет», — говорит политолог.

При этом, подчеркивает он, Минск заинтересован в европейских кредитах, инвестициях и в том, чтобы минимизировать участие в ЕДМ гражданского общества, и тем более политической оппозиции.

Иногда можно услышать, что ЕДМ в трехстороннем формате (ЕС — власти — гражданское общество) невозможен, но может быть диалог ЕС отдельно с властями и отдельно с третьим сектором.

«Есть разные видения того, насколько эта модель двух треков может быть эффективна и полезна для Беларуси, — говорит Чаусов. — Существуют опасения, не превратится ли она в реальный диалог Брюсселя с властями и резервацию для гражданского общества».

ЕС же сейчас весьма заинтересован интенсифицировать ЕДМ и привлечь к нему белорусские власти. «Что касается Минска, то внешне выглядит, будто он не заинтересован, — отмечает Чаусов. — Но если ответ белорусской стороны — четкое „нет“, то и встречаться незачем, и Виганда сюда приглашать незачем. О чем-то все-таки он и Купчина разговаривали, обсуждали».

Чаусов предполагает: вероятно, с белорусской стороны дают понять, что от ЕС ждут не только экспертных предложений, но и кредитов, инвестиций, минимизации участия в ЕДМ гражданского общества, которое властями рассматривается как досадная помеха.

При этом, отмечает Чаусов, нужно учитывать, что ЕДМ является всего лишь одним из компонентов европейской политики в отношении Беларуси.

«Он для белорусских властей находится в тени более серьезных проблем — внешнеполитической изоляции, визовых ограничений и так далее, — говорит аналитик. — Минск увязывает участие в ЕДМ со снятием противоречий, связанных с ограничительными мерами. На это следует логичный ответ: «Мяч на вашей стороне, освобождайте политзаключенных — и можем начинать диалог без этой тени санкций».

Однако Минск пока, судя по всему, занял выжидательную позицию.

Каментары наведвальнікаў

Імя: не абавязкова
E-mail: не абавязкова
Каментар:
    спіс каментароў пусты

Апошнія навіны