Новости Новости Беларуси

Виктор Янчуревич. ГОРОД. Кому выгодна застройка минских парков?

Виктор Янчуревич. ГОРОД. Кому выгодна застройка минских парков?

650 просмотров Минск
Зеленых насаждений в Минске с каждым годом становится все меньше. И не только по причине сознательной вырубки при застройке территорий, но и в силу гибели от негативного воздействия мегаполиса.

Однако озеленение города является важным фактором формирования среды проживания, поэтому в последние годы наблюдается рост внимания граждан к вопросам развития городских территорий. А планы властей по строительству на зеленых зонах, как правило, вызывают недовольство местных жителей и провоцируют всплески социального напряжения.

Сколько зеленых насаждений нужно городу?

По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения озелененных территорий в городах должно быть около 50 м2 на человека. Наверное, Минск конца 80-х — начала 90-х и мог бы похвастать подобным уровнем озеленения, так как славился зеленым городом. Но сегодня ситуация иная, и планы градостроителей гораздо скромнее, ведь в понимании нынешнего руководства города зеленые зоны — это резерв для «развития» города, которое понимают не иначе как застройку новыми объектами недвижимости.

Поэтому в генплан Минска заложен норматив обеспеченности зелеными территориями всего в 21 м2 на жителя города. Насколько достижим этот показатель, вскоре узнаем из схемы озелененных территорий общего пользования г. Минска, разработанной УП «Минскградо», которая в настоящее время проходит согласование и планируется к вынесению на общественное обсуждение.

Что дает горожанам схема озеленения?

Как заявил 15 января на оперативном совещании в Мингорисполкоме директор УП «Минскградо» Сергей Акинчиц: «Исследовали все парки, скверы, бульвары, лесопарки и городские леса в пределах административной черты, предоставив полный перечень отдельно по районам с показателями и особыми условиями по использованию. Также уточнили границы и виды существующих и перспективных озелененных территорий общего пользования. То есть фактически сформировали банк данных, по которому в дальнейшем возможно все объекты внести в кадастр».

Таким образом, фактически проведена инвентаризация всех зеленых зон города, обозначены их границы, площади, разработан четкий перечень для каждого района.

Кроме того, схема озеленения будет содержать описание условий дальнейшего использования конкретного парка или сквера. Безусловно, это прогрессивный документ, который должен внести ясность и дать возможность каждому жителю самостоятельно разобраться с нынешним состоянием озеленения города и перспективами его развития.

Последующее внесение данных о зеленых зонах в градостроительный кадастр, по всей видимости, призвано содействовать повышению их защищенности и сохранности.

Есть ли повод для беспокойства?

Услышав заявления чиновников о создании схемы озеленения Минска, многие могут подумать, что появилась своеобразная гарантия сохранности парка или сквера, и теперь уже никто не сможет ничего построить в дорогом сердцу горожанина зеленом уголке.

Но так ли на самом деле?

Оказывается, чиновники еще до разработки схемы озеленения побеспокоились о том, чтобы иметь возможность отпилить кусок зеленой зоны под строительство очередного очень важного и крайне необходимого городу объекта. Однако сделали это тихо, без привлечения лишнего внимания и без публичного обсуждения, и сегодня имеют законные основания построить в любом парке, например, школу, детский сад или поликлинику.

Спросите, как?

Еще в 2016 году были внесены изменения в закон «О растительном мире», в котором появилась статья 331. И все в этой статье хорошо, кроме одного положения. Цитирую дословно: «В границах парков, скверов и бульваров запрещаются: возведение объектов строительства, за исключением строительства объектов природоохранного, научно-исследовательского, образовательно-воспитательного, рекреационного и оздоровительного назначения, оранжерей, питомников древесных и кустарниковых растений, водных объектов и гидротехнических сооружений для регулирования их режима, подземных инженерных коммуникаций, сооружений для обустройства и (или) благоустройства зон и мест отдыха, экологических троп, благоустройства территорий, создания элементов благоустройства и размещения малых архитектурных форм».

И такие вот исключения из общего «запрещается» развязывают руки лицам, ответственным за принятие решений. Можно лишь догадываться, какие объекты нарисует фантазия любителей строительства на зеленых зонах под видом объектов образовательно-воспитательного, рекреационно-оздоровительного или научно-исследовательского назначения.

Но нужно ли такое строительство горожанам? Чьи интересы лоббировали авторы изменений в закон «О растительном мире»? Оставлю эти вопросы для размышления читателей.

А в завершение отмечу, схема озеленения, безусловно, является важным документом, из нее мы хотя бы узнаем реальное положение дел с озеленением в столице. Однако исключений быть не должно, зеленые зоны — это безусловная ценность города, залог здоровой среды проживания и устойчивого развития. И в этом вопросе горожане должны быть солидарны.

Очевидно, наступление на парки и скверы продолжится на «законных основаниях» и под благовидными предлогами. К тому же никто не отменял уплотнение застройки. Но получается, что для развития социальной базы место осталось только в парках и скверах.

В общем, следите за информацией, сколько в городе останется деревьев, зависит от активности каждого горожанина.

Виктор ЯНЧУРЕВИЧ. Родился в 1980 г. в Гродненском районе. С отличием окончил юрфак ГрГУ и ВШУБ БГЭУ. С 2002 г. живет в Минске. Активно участвует в общественной жизни. Выдвигался кандидатом в депутаты. Один из инициаторов референдума в защиту Севастопольского парка, председатель оргкомитета общественного объединения «Экоград», член рады движения «За свободу», помощник депутата.

Источник: naviny.by

Комментарии посетителей

Имя: не обязательно
E-mail: не обязательно
Комментарий:
    список комментариев пуст

Последние новости